Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Прием обращений граждан

Права и обязанности коллекторов


         Поскольку специальный закон о коллекторской деятельности еще не принят, взыскатели работают согласно общегражданскому законодательству (глава 24 ГК РФ), то есть как посредники и переговорщики. 
         Услуги оказывают на трех стадиях — досудебное регулирование, суд и исполнительное производство. Обычно на основании агентского договора и нотариально заверенной доверенности.
         Обязанности коллекторов:
         1. Специалисты коллекторских агенств должны беспокоить должников только по рабочим дням и в дневное время суток — с 6 часов утра до 10 часов вечера (ст. 96 ТК РФ; ст. 35 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).
         2. Соблюдать Уголовный и Гражданский кодексы, которые запрещают оскорблять должника, угрожать ему или распространять клевету. 
         3. На коллекторов действуют специальные ограничения. Например, для работы с персональными данными нужна специальная лицензия.
         Если коллекторы «перегибают палку» — угрожают и оказывают психологическое давление, надо продемонстрировать спокойствие и выдержку. Часто это люди с опытом оперативной работы, которые легко распознают неуверенность и страх.
         Для начала попросите «гостей» предъявить документы, подтверждающие их право требовать возврата долга. Если разговор ведется по телефону, попросите направить копии по почте (например, ст. 385 ГК РФ предусматривает, что должник вправе не исполнять обязательства перед новым кредитором до момента, когда ему не представят доказательства перехода требования к этому лицу). Также следует запросить документы, подтверждающие величину задолженности, расчет штрафных санкций, процентов и т.п.
         Если не получается погасить весь долг сразу, выразите свое несогласие с суммой штрафных санкций и предложите урегулировать спор через суд. В данной ситуации очень важно однозначно указать на невозможность решения вопроса во внесудебном порядке и на то, что дальнейшие переговоры бессмысленны.
         Когда звонки из агентства носят массированный характер, необходимо сообщить, что все телефонные переговоры записываются (желательно, чтобы так было на самом деле), и упомянуть статью 163 «Вымогательство» УК РФ. Если и это не помогает, подготовьте жалобу в правоохранительные органы или прокуратуру с подробным описанием обстоятельств дела. 
         В случае визита коллекторов на квартиру их можно просто не пускать. Попытки вскрыть или выбить дверь, тому подобные действия — уголовное правонарушение. Нужно набирать «02» и вызывать милицию, а все угрозы записывать на диктофон.
         Помните: перед вами — представители коммерческой организации, действия которых ограничены рамками гражданского законодательства. Они не вправе входить без разрешения в дом или офис, изымать имущество и совершать иные, направленные на ограничение прав должников действия. Защищайте свои права, но не забывайте и выполнять обязательства».
          На нерадивого коллектора можно пожаловаться (см. сайт Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств www.napca.ru).
Версия для печати Версия для печати