В 2018 г.в адрес Управления Роспотребнадзора по Воронежской области поступило 125 обращений граждан на нарушение прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Основные нарушения в сфере предоставления коммунальных услуг, с которыми чаще всего сталкиваются потребители:
1. Завышение обслуживающими организациями установленных тарифов(тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, однако органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов);
2. Завышение установленных нормативов потребления коммунальных услуг;
3. Нарушение установленного законом порядка начисления платы (ценообразования);
4. Нарушение порядка уменьшения платы за ненадлежащую услугу;
5. Включение в плату за жилое помещение услуг, не предусмотренных условиями договора (фактически не предоставляемых);
6. Выставление платы в полном размере за коммунальные услуги ненадлежащего качества;
7. Начисление платы потребителям по показаниям общедомовых приборов учета при отсутствии таковых, а также отсутствии сведений об их поверке, опломбировки, с истекшим сроком поверки приборов;
8. Незаконное создание и деятельность ТСЖ, ЖСК, ЖК (нарушения при проведении общих собраний собственников жилых помещений, членов ТСЖ, ЖСК, ЖК, в том числе при избрании правления, председателя правления, сдаче в аренду, реконструкции, капитального и текущего ремонтов общего имущества многоквартирных домов, при принятии уставов, не соответствующих требованиям действующего законодательства и т.п.);
9. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов (своевременное проведение текущего ремонта (планово-предупредительного ремонта), уборки лестничных клеток, придомовых территорий, снега и мусора, дезинсекции, дератизация и т.д.), подготовке жилищного фонда к отопительному сезону;
10. Нарушение прав граждан на доступ к информации, обязанность раскрытия которой возложена на управляющие организации и организации жилищно-коммунального комплекса.
В том случае, если управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иная организация, обслуживающая многоквартирный дом, нарушает права потребителей, для начала необходимо обратиться в эту организацию с письменной претензией с требованием устранить то или иное нарушение.
Претензию необходимо написать в 2-х экземплярах, один из которых останется в управляющей компании (ТСЖ, ЖСК, ЖК), а второй, с отметкой сотрудника – у вас.
Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Если Управляющая организация (ЖСК, ТСЖ, ЖК) бездействует или отказывает в удовлетворении требований потребителя, необходимо обращаться с жалобой в государственные органы, осуществляющие надзор за деятельностью указанных организаций.
Государственные органы, осуществляющие надзор (контроль) за деятельностью управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, ЖК в пределах компетенции:
1. Государственная жилищная инспекция Воронежской области (394018 г.Воронеж, ул.Кирова, д.6а), по вопросам качества предоставляемых услуг.
2. Управление Роспотребнадзора по Воронежской области (394038 г.Воронеж, ул.Космонавтов, д.21а) в части предоставления информации об исполнителе и об оказываемых услугах.
![]() |