Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru

О возврате денежных средств за подарочные сертификаты

В Управление Роспотернабдзора по Воронежской области (далее - Управление) поступают обращения граждан с вопросом, что делать, если по определенным причинам не удалось воспользоваться подарочным сертификатом: не нашлось подходящего товара в магазине, срок действия карты или сертификата закончился, как обменять подарочный сертификат на равнозначную денежную сумму.

Согласно статье 454 Гражданского кодекса Российский Федерации (далее – ГК РФ), по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В случае же с подарочным сертификатом, деньги, которые вносит потребитель являются авансом будущей оплаты товара, и, продавец и покупатель еще не вступили в правовые отношения. В соответствии со статьей 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон) до момента, пока товар не передан покупателю или не оказана услуга, договор купли-продажи будет считаться не заключенным. В статье 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключение договора, в связи с этим потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса.

Для этого необходимо направить в адрес магазина письменную претензию с требованием вернуть все денежные средства, потраченные на сертификат, или часть суммы, которая осталась после покупки товара (услуги).     В заявлении рекомендуем указать номер и номинал сертификата. Кроме того в заявлении обязательно необходимо  указать банковские реквизиты для возврата средств.

Отсутствие чека в случае возврата товара не является причиной для отказа в удовлетворении Вашего требования, что закреплено в ст. 25 Закона , а также в ст. 493 ГК РФ, которые будут применяться по аналогии с общими нормами, применяемыми к договору розничной купли-продажи. Потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Если бумажного чека нет или он утрачен, восстановить сведения о транзакции можно при помощи онлайн-банкинга. В качестве подтверждения покупки также можно сослаться на свидетельские показания. В некоторых случаях вся необходимая информация — наименование магазина, дата покупки, номинал сертификата — указана на самой подарочной карте.

В соответствии с п.4 ст.23 1 Закона требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Дополнительно сообщаем, что оплата покупателем подарочной карты - это аванс,  в силу вышеуказанных требований ГК РФ данный аванс не может быть удержан продавцом. Если договор, в рамках которого внесен аванс, по каким-либо причинам не исполнен, то обязанная сторона должна вернуть аванс.

В случае если одна из сторон отказывается от договора до начала его исполнения, аванс так же подлежит возвращению. Невозвращенная сумма аванса в таком случае по смыслу статьи 1102 ГК РФ является неосновательным обогащением.

Указанная позиция соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 57-К115-7; определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498, определении Верховного Суда N 305-АД18-18522 от 27.12.2018 г.

Также считаем необходимым сообщить, что Управление  в порядке подпункта 7 пункта 4 статьи 40 Закона вправе обратиться от имени одного потребителя в суд с исковым заявлением для защиты нарушенных прав при наличии достаточных данных. В связи с этим при предоставлении в адрес Управления документов, которые подтверждают правоотношения потребителя с продавцом, Управлением будет рассмотрена возможность подачи искового заявления в суд.

Дополнительно разъясняем, что в целях обеспечения граждан своевременной и достоверной информацией в Управлении работает «горячая линия» по номеру 8-800-201-05-97, посредством которой осуществляется консультирование граждан , на сайте службы создана ссылка на единый портал для подачи и приема обращений граждан. Кроме того, потребитель может воспользоваться модулем «Виртуальная приемная» государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.

Версия для печати Версия для печати