Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru

В какой суд и в какой срок обращаться за защитой прав потребителей?

За защитой прав потребитель вправе обратиться в суд, как правило, по месту своего жительства (пребывания), по адресу (месту жительства) ответчика, по месту заключения или исполнения договора.

Иск подается мировому судье либо в районный суд в зависимости от предмета и размера требований. В общем случае обратиться можно в течение трех лет со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав и о том, кто является надлежащим ответчиком.

Обязательность досудебного разрешения спора

По общему правилу обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по искам о защите прав потребителей не требуется, в том числе если такая обязанность установлена договором с потребителем. Однако в некоторых случаях для обращения в суд необходимо соблюсти порядок досудебного урегулирования возникшего спора (например, спора по недостаткам туристского продукта, по качеству услуг связи). В таких случаях подать исковое заявление можно только после отказа продавца (изготовителя, исполнителя) добровольно удовлетворить требования потребителя или при отсутствии ответа на претензию потребителя (ч. 4 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; ч. 8 ст. 10 Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; ч. 4, 9 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; п. п. 3, 33 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства").

Однако в том случае, когда досудебное урегулирование возникшего спора необязательно, направление претензии продавцу (изготовителю) товара или исполнителю работы (услуги) до подачи иска может позволить разрешить спор без судебного разбирательства или облегчить в дальнейшем доказывание вашей позиции в суде.

Кроме того, при удовлетворении судом ваших требований, которые не были выполнены продавцом (изготовителем, исполнителем) добровольно, суд взыскивает с ответчика в вашу пользу штраф в размере 50% присужденной вам суммы (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1  "О защите прав потребителей" (далее - Закона); п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Срок предъявления искового заявления в суд

По общему правилу срок исковой давности по требованиям в отношении недостатков товара или выполненной работы (оказанной услуги) составляет три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200, ст. 208 ГК РФ (далее - ГК РФ).

Однако, например, для требований, вытекающих из перевозки груза, срок исковой давности устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК РФ).

Также один год составляет срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, не связанного со строительством зданий и сооружений (п. 1 ст. 725 ГК РФ).

Два года составляет срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (п. 1 ст. 966 ГК РФ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).

Суд может принять решение об отказе в иске по причине истечения срока исковой давности, только если сторона спора сделает заявление о пропуске указанного срока (п. п. 1, 2 ст. 199 ГК РФ).

Подсудность дел о защите прав потребителей

За защитой своих прав потребители вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 17 Закона ).

Дела о защите прав потребителей рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке искового судопроизводства. В суд необходимо представить исковое заявление, соответствующее установленным требованиям (п. 1 ч. 1 ст. 22, ч. 1, 2, 4 ст. 131  ГПК РФ; п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

По общему правилу иски по делам о защите прав потребителей, в том числе связанные с расторжением договора купли-продажи между потребителем и продавцом, могут быть предъявлены по выбору потребителя в суд (ст. 28, ч. 2, 7, 10 ст. 29 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1; п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17):

1)         по месту жительства или пребывания потребителя;

2)         по адресу ответчика - организации или ее филиала (представительства) либо по месту жительства ответчика - индивидуального предпринимателя;

3)         по месту заключения или исполнения договора (продажи товара, выполнения работы, оказания услуги).

Иск по делу о защите прав потребителей может быть подан в соответствии с договорной подсудностью, если между сторонами достигнуто соглашение об изменении подсудности. Стороны вправе изменить территориальную подсудность до принятия судом дела к производству. Если потребителем заявлено требование об оспаривании условия о договорной подсудности спора, выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу (ст. 32 ГПК РФ; п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).

Иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, подаются только по адресу ответчика (ч. 4 ст. 30 ГПК РФ).

Исковые заявления по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска не более 100 тыс. руб. подаются мировому судье, а свыше указанной суммы - в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Требования потребителя о защите неимущественных прав, требования имущественного характера, не подлежащие оценке, а также требования о компенсации морального вреда подаются в районный суд (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).

Если же требование о компенсации морального вреда производно от имущественного требования, то подсудность следует определять в зависимости от цены иска по имущественному требованию, независимо от размера требуемой компенсации морального вреда (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24, ч. 1 ст. 91 ГПК РФ; пп. "б" п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20).

Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).

Управление Роспотребнадзора по Воронежской области  в порядке подпункта 7 пункта 4 статьи 40 Закона вправе обратиться от Вашего имени в суд с исковым заявлением для защиты нарушенных прав при наличии достаточных данных.  В связи с этим при предоставлении в наш документов, которые подтверждают Ваши правоотношения с исполнителем Управлением будет рассмотрена возможность подачи искового заявления в суд.

Кроме того, согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 40 Закона, согласно которым  должностные лица органа государственного надзора, уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

Фактически введена форма защиты прав потребителей, заключающаяся в возможности предъявления исков о защите прав и законных интересов группы потребителей, в том числе и должностными лицами Роспотребнадзора и его территориальных органов.

Указанное означает, что Управление вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы потребителей при соблюдении следующих условий:

1.         имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик;

2.         предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;

3.         в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;

4.         использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.

Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.

В связи с этим, разъясняем, что в случае, если исполнителем нарушены права потребителей в количестве 20 лиц и более, то Управление, при наличии оснований и предоставлении необходимых документов, готово подготовить коллективный иск в защиту прав потребителей на безвозмездной основе и принять участие в судебных заседаниях.         

            Дополнительно разъяснено, что в целях обеспечения граждан своевременной и достоверной информацией в Управлении работает «горячая линия» по номеру 8-800-201-05-97, посредством которой осуществляется консультирование граждан , на сайте службы создана ссылка на единый портал для подачи и приема обращений граждан. Кроме того, потребитель может воспользоваться модулем «Виртуальная приемная» государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru
Версия для печати Версия для печати