Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru

Памятка для потребителя: Имеет ли право оператор связи самостоятельно изменить тарифный план? Чем отличается тарифный план от тарифа?

Управление Роспотребнадзора по Воронежской области (далее – Управление) считает необходимым разъяснить, что согласно п. 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 г №1342 (далее – Правила) тарифный план - это совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами телефонной связи.

В тарифный план входят такие опции, как звонки, СМС-сообщения, какой-то объем данных для работы с мобильным интернетом и прочее.

  Многие операторы выделяют отдельно тарифные планы для абонентов по системе оплаты: авансовый платеж, отложенный платеж на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей, а также по видам тарификации: абонентская или повременная.

Тарифные планы используются как базовые договоры при использовании услуг мобильной связи и интернета. Условия тарифных планов - открытая информация и изначально размещается на сайтах операторов связи и в местах обслуживания абонентов.

Как следует из п.  21 Правил договор на оказание услуг связи заключается в письменной форме.

Договоры на оказание услуг связи заключаются с абонентами путем подписания бланка договора об оказании услуг подвижной связи - формы, в которой содержатся учетные данные абонента, сведения о выделенном абоненту номере, заказанных абонентом услугах, выбранном абонентом тарифном плане и тому подобных сведений, идентифицирующих абонента и индивидуализирующих условия, на которых будут оказываться услуги связи и, таким образом, присоединения к публичной оферте - условиям тарифных планов, которые являются неотъемлемой частью договора.

В пунктах 22-23 Правил содержится необходимый перечень условий, которые полежат указанию в договоре и являются существенными.

 Согласно ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актам.

Правилами оказания услуг телефонной связи и иными законами и правовыми актами оператору связи не предоставлено право на односторонне изменение согласованных условий заключенного с абонентом договора.

Право оператора на изменение договора должно сопровождаться действиями, предусмотренными п. 2 ст. 452 ГК РФ, а именно оператор может обратиться в суд с требованием об изменении договора после получения отказа Абонента от изменения договора в срок, указанный в предложении, либо неполучения ответа в этот срок. Здесь следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а так же в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, изменение договора возможно либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке.

Соглашение об изменении договора, заключенного в письменной форме, должно быть совершено в письменной форме (п. 1 ст. 451 ГК РФ), к которой приравнивается письменное предложение внести изменения в договор и конклюдентные действия лица, позволяющие достоверно установить его волеизъявление, получившего данное предложение и свидетельствующие о выполнении указанных в нем условий договора (п. 2 статьи 438 ГК РФ).

! Однако, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

  В соответствии с п. 29 Правил тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.

Пункт 24 Правил предусматривает, обязанность оператора связи не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено Правилами. Абонент - физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения.

Тариф – это ставка или система ставок оплаты за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фирмами и учреждениями.

Таким образом, если оператор связи произведет изменение только цены на предлагаемые услуги (тарифы), то действующее законодательство оператору связи такое право предоставляет, с обязательным извещением посредством направления короткого текстового сообщения с информацией об изменении действующих тарифов или через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Важно! Изменение иных условий договора об оказании услуг связи, заключенного в письменной форме в одностороннем порядке со стороны оператора, недопустимо.

Ввиду вышеизложенного, в случае если наряду с изменением стоимости услуг изменятся иные существенные условия договора (п. 22-23 Правил), Управление Роспотребнадзора по Воронежской области рекомендует потребителям обращаться в адрес оператора связи с письменной претензией.

К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.

Согласно п. 7 ст. 55 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи должен рассмотреть претензию не позднее чем через 30 дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.

Если оператор связи признает обоснованными требования абонента, то они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня принятия оператором связи решения об удовлетворении претензии (п. 52 Правил).

При отклонении претензии полностью или частично, либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, потребители имеют право обратиться с иском в суд (ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Вместе с тем поясняем, что на основании ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Роспотребнадзор (его территориальный орган) может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу или обратиться от Вашего имени в суд с исковым заявлением в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения граждан своевременной и достоверной информацией в Управлении работает «горячая линия» по номеру 8(800)201-05-97, посредством которой осуществляется консультирование граждан, а также при желании потребителя заявить о нарушении своих прав, ему необходимо обратиться непосредственно в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области письменно на почтовый адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, д.21а или через официальный     сайт  Управления (https://36.rospotrebnadzor.ru/).
Версия для печати Версия для печати