Управление напоминает о правах потребителей в случае обнаружения в товаре недостатков.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление -потребителем или третьим лицом;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Если товар является технически сложным (например, это автомобили, мотоциклы, системные блоки, компьютеры, ноутбуки), потребитель вправе требовать возврата уплаченных за него денег (независимо от существенности недостатков) в течение 15 дней со дня передачи вам товара. Указанный срок исчисляется с даты, следующей за днем передачи товара.
Позднее потребитель может предъявить указанные требования лишь в определенных случаях:
-при обнаружении существенных недостатков товара;
-в случае нарушения продавцом установленных сроков устранения недостатков товара;
-если из-за неоднократного устранения различных недостатков товар невозможно использовать более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока.
Существенный недостаток товара - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно (в том числе выявленные более одного раза различные недостатки), или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.
При этом, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Целью проверки является установление наличия недостатка в товаре, а также выяснение причины его возникновения.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Срок возврата денег, уплаченных за некачественный товар, составляет 10 дней со дня предъявления требования. За нарушение срока возврата денег с продавца можно взыскать неустойку (пени) в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
При возврате покупателю денежных средств, продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или его частичного использования, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.
При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке обратитесь с иском в суд. Также потребитель дополнительно может потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных в связи с продажей некачественного товара, в том числе разницу между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент вынесения судом решения. При этом в случае отсутствия, точно такого же товара, указанная разница в цене должна определяться с учетом цены товара, наиболее приближенного по техническим характеристикам и параметрам к ранее приобретенному.
Потребитель вправе также потребовать от продавца компенсации морального вреда. В случае удовлетворения судом требований, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца в пользу потребителя штраф в размере 50% присужденной вам суммы.
При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные потребителем судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу.
Роспотребнадзор (и его территориальные органы) главный государственный орган по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей. Кроме участия в судебном процессе по просьбе конкретного потребителя, Роспотребнадзор имеет право подавать исковое заявление от «неопределенного круга лиц», т.е. от своего имени по собственной инициативе – в защиту общественных интересов.
Важно ответственно, осознанно и взвешенно подходить к приобретению того или иного товара. Будьте внимательны при покупке товаров, возврат и обмен которых невозможен.
Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения граждан своевременной, качественной и достоверной информацией в Управлении работает «горячая линия» по номеру 8-800-700-52-05, посредством которой осуществляется консультирование граждан, на сайте службы создана ссылка на единый портал для подачи и приема обращений граждан.