Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru

Защита прав потребителей в сфере онлайн-образования

  На что обратить внимание при приобретении  онлайн-курса и как вернуть деньги за онлайн-обучение?
    
    1.На сайте должна быть размещена вся правовая информация о владельце сайта, авторе курса в полном объеме.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику следующую достоверную информацию. На сайте должна быть размещена вся правовая информация:
    -  фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей);
    - информация об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора: сведения об основных потребительских свойствах услуг, цену и условия приобретения, адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя, информацию о правилах оказания услуг, указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 10 Правил оказания платных образовательных услуг).
  На образовательную организацию дополнительно возложена обязанность по размещению на официальном сайте в сети Интернет информации о своей деятельности, включая информацию о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе, образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе (п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании). Следует обратить внимание, что формально приведенные правила распространяются только на образовательные организации, у организаций, осуществляющих обучение и индивидуальных предпринимателей, аналогичные обязанности отсутствуют.
    2.Кроме того, на сайте Федеральной налоговой службы можно проверить информацию о ИП, ООО, и в, случае необходимости, запросить выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Если компания прекратила свое существование – это будет указано в выписке. Если это физическое лицо, плательщик НПД (самозанятый), информацию о нем, также можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы.
    3.Кроме того, рекомендуется проверить есть ли у онлайн-школы судебные производства в картотеке арбитражных дел. Если есть,то это тревожный “звонок”, и в данном случае, лучше воздержаться от покупки.
    4.Уточнить вопрос оплаты онлайн-обучения и возврата денежных средств. Будет уместным проверить, как происходит оплата - напрямую на сайте или через платежную систему. Нежелательно оплачивать онлайн-курс на карту физического лица. Поскольку в дальнейшем сложно будет найти конкретное лицо и предъявить претензию.
  Платеж должен быть зафиксирован для того, чтобы в дальнейшем, Вам был направлен чек об оплате, любым способом, с помощью электронных и иных технических средств.
    5.Проверить отзывы и рекомендации.

  Законодательство о защите прав потребителей в сфере онлайн-образования.

  Важно знать, что потребитель, который приобретает образовательные услуги в Интернете, вправе отказаться от исполнения договора в любое время, как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания.

  Право на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг установлено ст. 782 ГК РФ, и оно не может быть ограничено соглашением сторон. Статьей 32 Закона РФ “О защите прав потребителей”, также предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

  Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению (ч. 6 ст. 54 Закона об образовании).
  Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора (ч. 4 ст. 54 Закона об образовании).
  Законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований расторжения договора об оказании платных образовательных услуг:
    1) в связи с получением образования (завершением обучения) (ч. 1 ст. 61 Закона об образовании);
    2) досрочно по следующим основаниям:
    а) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ч. 2 ст. 61 Закона об образовании);
    б) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в одном из следующих случаев:
    - применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
    - невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;
    - установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
    - просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
    - невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54 Закона об образовании, п. 22 Правил оказания платных образовательных услуг);
    в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 2 ст. 61 Закона об образовании).
  Организации, оказывающие образовательные услуги, не вправе включать в договор основания прекращения и расторжения договора, не предусмотренные законодательством (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу N А13-15563/2014, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.05.2016 N 33-8768/2016 по делу N 2-1146/2016, Постановление Московского городского суда от 24.08.2015 N 4а-2129/15).


  Порядок возврата денег за онлайн-курс

  Написать претензию на имя продавца онлайн-курса.

  В претензии указать требование о расторжении договора и возврате денежных средств, а также причины, по которым необходимо вернуть деньги иреквизиты банковского счета получателя, на который следует перечислить денежные средства.

Направить претензию.

  Обращение может быть направлено Почтой России, либо на электронный адрес, в том числе на официальном сайте владельца-организатора курсов по онлайн-обучению.

  Продавец должен отреагировать в течение 10 дней - письменно. При этом, устные ответы об отказе в возврате денежных средств не признаются надлежащим исполнением требований действующего законодательства.

  Если претензионные требования не удовлетворили, то потребитель вправе подать исковое заявление в суд. В исковом заявлении необходимо заявить о взыскании:

    денежной суммы за не оказанные по договору онлайн-курсов услуги;  
    неустойки за несвоевременный возврат денежных средств;  
    штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (в размере 50 % от присужденной судом суммы);  
    компенсации морального вреда;  
    судебные расходы (расходы на почтовую корреспонденцию; расходы на юридическую помощь и т.д.).

  Важно. При подаче иска в рамках защиты прав потребителей, госпошлина не оплачивается. Согласно подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о защите прав потребителей, если цена иска не превышает 1 000 000 руб.), а сам иск можно подать в суд по месту своего жительства (абз. 3 пункта 2 ст. 17 Закона РФ “О защите прав потребителей”).
Версия для печати Версия для печати