Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 

«Здоровое питание — активное долголетие»


Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что продолжительность жизни зависит на 30 процентов от генетической предрасположенности и на 70 процентов от образа жизни, то есть сна, физической деятельности, профессии и питания. Знаменитый врач Гиппократ, заложивший основы медицины, дожил до 100 лет. Ему принадлежит знаменитое изречение: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, чем ты болеешь». С помощью правильно подобранного рациона еды реально продлить свою жизнь на несколько десятилетий, а точнее — убрать причины, которые её сокращают.
Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающих влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека. В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов. Рациональное питание — это питание, достаточное в количественном отношении и полноценное в качественном, удовлетворяющее энергетические и другие потребности организма и обеспечивающее необходимый уровень для обмена веществ. Организм подростка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма, особенно скелет и чрезвычайно чувствительная в этом периоде жизни центральная нервная система. Она нуждается в необходимом количестве строительного материала, обеспечивающего проводимость нервных импульсов и развитие психических процессов. Именно поэтому очень важно в этом возрасте следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.
В соответствии с особенностями роста, развития и формирования организма школьника питание строится с учетом возрастных потребностей организма в пищевых веществах и энергии, а так же и половых различий, так как потребность в пищевых ингредиентах у мальчиков и подростков выше, чем у девочек и девушек. Необходимо также помнить и о физической нагрузке отдельных школьников. Так, например, при усиленных занятиях спортом или при сочетании обучения с производственной практикой потребность в пищевых веществах и энергии повышается.
Разумный режим питания обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму требуется четырёхразовое питание. Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например, если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться. Кроме того, после длительного перерыва ребенок, сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не принесет пользы.     Завтрак – это самый важный и основной прием пищи за день, он позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе ребенок теряет много калорий. Поэтому завтрак обязательно должен быть полноценным. К сожалению, многие дети не завтракают дома, а родители не придают этому большого значения, надеясь на школьный завтрак. Это грубое нарушение режима, и оно не только сказывается на состоянии здоровья ребенка, но и снижает его работоспособность, затрудняет усвоение материала в школе. Завтрак школьника должен быть полноценным, достаточно калорийным и обязательно содержать горячее блюдо. Необходимо вовремя утром встать и в спокойной обстановке, не торопясь, позавтракать.
Обед – это вторая самая важная трапеза в день. Лучше супа на обед может быть только суп. Для ребенка полезно отварное, мягкое и нежирное, мясо. Также в пользу супа говорит обилие овощей, которых в идеале должно быть около пяти видов, и тот факт, что это диетическое и полезное для желудка блюдо. Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. При этом любая еда должна быть не только свежеприготовленной, но и горячей. Тепло – это всегда дополнительный источник энергии, и не важно, откуда оно поступает. А зимой горячая еда – это помощь организму в самообогреве.
Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного аппарата.
При организации питания предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд. Должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% (для обучающихся во вторую смену - до 20 - 25%), ужин - 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак - 20%, обед - 30 - 35%, полдник - 15%, ужин - 25%, второй ужин - 5 - 10%. При организации шестиразового питания: завтрак - 20%, второй завтрак - 10%, обед - 30%, полдник - 15%, ужин - 20%, второй ужин - 5%.
Питание должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. Ежедневно в рационах 2 - 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня. Не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2 - 3 дня. Стремитесь к максимальному разнообразию продуктов при организации питания школьника. Это дает возможность обеспечить лучшую сбалансированность рациона и в известной степени гарантирует достаточное содержание в нем жизненно важных пищевых веществ. Суточный рацион школьника примерно должен содержать следующие продукты: молоко - 500-600 мл (часть желательно в виде кисломолочных напитков), творог - 40-60 г, сметана и сливки - 15-20 г, мясо - 150-200 г, рыба - 40-60 г, яйцо - 1 шт., крупы разные - 40-50 г, сахар и кондитерские изделия - 70-100 г, жиры, включая растительное масло, - 35-60 г, картофель - 200-300 г, овощи разные - 250-350 г, фрукты, ягоды, соки - 150-500 г, хлеб ржаной 60-100 г, хлеб пшеничный - 100-200 г.
Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращают внимания.
В заключение, хотелось бы напомнить, что безусловно не только питание определяет длину жизни человека. Заботиться о здоровье и стараться не сокращать жизнь вредными привычками и неправильным питанием мы вполне можем.