Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru

Порядок/правила подготовки искового заявления и подачи в суд иска о защите прав потребителей


            Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке (абз. 3 преамбулы, п. 1 ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
          При определенных условиях иск может быть подан в защиту прав и законных интересов группы лиц (ст. 244.20 ГПК РФ).
          По общему правилу соблюдение досудебного порядка урегулирования данной категории споров необязательно. Исключения установлены для отдельных случаев. Однако целесообразно до обращения в суд направить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) претензию об устранении нарушений прав потребителя, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. п. 3, 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
        Для обращения в суд с иском о защите прав потребителей рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
         1. Составьте исковое заявление
В исковом заявлении необходимо указать (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):
         - Наименование суда, в который подается иск.
         - Сведения об истце: ваши фамилия, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, место жительства или пребывания и один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства). Если заявление подается представителем, то также указываются установленные сведения о нем - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес для направления судебных повесток и иных судебных извещений, один из идентификаторов.
         - Сведения об ответчике:
    •  в отношении гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, а также (если известны) дата и место его рождения, место работы и один из идентификаторов;
    • в отношении организации - наименование и адрес, а также (если известны) ИНН и ОГРН.
    По желанию можно указать телефон, факс и адрес электронной почты ответчика.
    По общему правилу требование о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, истец вправе предъявить по своему выбору продавцу или изготовителю товара, а требование о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков работы или услуги, - исполнителю (абз. 4 преамбулы, абз. 4, 5 п. 3 ст. 14 Закона N 2300-1).
            - Информацию о том, в чем заключается нарушение ваших прав, а также об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
           - Ваши требования к ответчику.
    Как следует из практики по спорам о защите прав потребителей, истцы часто заявляют следующие требования (ст. 15, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 23, п. п. 1, 5 ст. 28, п. 6 ст. 29 Закона N 2300-1):
    •       о взыскании уплаченной суммы за товар (например, при обнаружении недостатков товара);
    •    об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу);
    •    об устранении недостатков товара (работы, услуги);
    •    о возмещении убытков (например, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества или предоставления недостоверной информации о товаре; понесенных в связи с нарушением срока выполнения работы (оказания услуги), недостатками выполненной работы (услуги));
    •    о взыскании неустойки (например, при нарушении сроков устранения недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества, выполнения работы (оказания услуги));
    •    о компенсации морального вреда, в том числе при нарушении имущественных прав истца.
         - Цену иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм.
    В цену иска входят, в зависимости от заявленных требований, в частности: денежные средства, уплаченные за товар (услуги, работы); неустойка.
    Однако в цену иска не подлежат включению: штраф за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя, компенсация морального вреда, например, когда данное требование является производным от имущественного требования, а также судебные расходы (п. 6 ст. 13, ст. 15 Закона N 2300-1; ст. 91 ГПК РФ).
         -  Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
    Досудебная подача претензии об устранении нарушений прав потребителя обязательна по спорам, связанным, в частности (ч. 7 ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ; п. 4 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18):
    •    с предоставлением некачественного туристского продукта туроператором;
    •    неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.
    Договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).
    Несоблюдение правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спора является основанием для возвращения искового заявления или оставления иска без рассмотрения (ч. 4 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 135, ст. 222 ГПК РФ; п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17; п. п. 21, 22, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).
    В любом случае, если нарушитель не удовлетворил ваши законные претензии, предъявленные до обращения в суд, с него взыскивается штраф в размере 50% от присужденной судом суммы. Причем вам не обязательно заявлять требование о взыскании данного штрафа в исковом заявлении (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17; п. 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018).
          - Сведения о предпринятых действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались.
          - Перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
В исковом заявлении в защиту прав и законных интересов группы лиц также следует указать, в частности (ч. 1 ст. 244.21, ч. 1 ст. 244.22 ГПК РФ):
•    права и законные интересы группы лиц, в защиту которых предъявлено соответствующее требование;
•    круг лиц, являющихся членами группы лиц, основания такого членства;
•    данные лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц;
•    лицо, которому поручено ведение соответствующего гражданского дела в интересах группы лиц.
При наличии в деле третьих лиц рекомендуем также указать сведения о них в исковом заявлении (ст. ст. 34, 42, 43 ГПК РФ).
Перед подачей исковое заявление необходимо подписать. Вместо вас поставить подпись может ваш представитель, если полномочия на подписание заявления и подачу его в суд указаны в доверенности, которую в таком случае нужно приложить к исковому заявлению (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ).
         2. Подготовьте необходимые документы
К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы (ст. 132, ч. 2 ст. 244.21 ГПК РФ):
1)    доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (при наличии представителя);
2)    документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свое требование (при наличии). Такими документами могут являться:
    •    договор купли-продажи товара и документ, подтверждающий его оплату (в частности, кассовый чек, квитанция к приходно-кассовому ордеру, выписка по банковскому счету и др.);
    •    договор подряда или оказания услуг (в том числе заказ-наряд);
    •    документ о результатах экспертизы качества товара (результата работы);
    •    отчет об оценке стоимости устранения недостатков товара (результата работы);
    •    документы, подтверждающие устранение недостатков результата работы за счет потребителя, и др.
    Представлять документы, подтверждающие причинение вам нравственных и физических страданий, необязательно, но следует учитывать, что при наличии доказательств причинения вам страданий суду легче будет установить и оценить значимые обстоятельства дела (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10; п. 28 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013);
3)    копию досудебной претензии и доказательства направления ее ответчику, ответ на вашу претензию (при наличии).
    Непредставление с иском таких документов при наличии в иске указания на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора является основанием для оставления искового заявления без движения (ч. 1 ст. 136 ГПК РФ; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18);
4)    расчет взыскиваемой суммы, подписанный истцом (его представителем), с копиями для других лиц, участвующих в деле;
5)    уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют;
6)    документы, подтверждающие совершение действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;
7)    документы, подтверждающие присоединение соответствующих лиц к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц и их принадлежность к такой группе (в случае подачи иска в защиту прав и законных интересов группы лиц).
        3. Подайте исковое заявление в суд и дождитесь решения суда
По общему правилу иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд (п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1; ст. 28, ч. 2, 7, 10 ст. 29 ГПК РФ; п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17):
•    по адресу организации-ответчика (ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности) или по месту жительства индивидуального предпринимателя - ответчика;
•    по месту жительства или пребывания истца;
•    по месту заключения или исполнения договора.
         Исключение составляют иски о защите прав и законных интересов группы лиц, которые подаются только по адресу ответчика (ч. 4 ст. 30 ГПК РФ).
Исковое заявление подается мировому судье, если размер исковых требований не превышает 100 000 руб. Если цена иска выше, обращаться следует в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).
          Иски о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).
         При наличии технической возможности в суде исковое заявление и документы можно подать в установленном порядке в электронном виде. Особенности подачи документов через Интернет рекомендуем уточнить в суде (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35, ч. 1 ст. 131 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ).
            После вынесения решения суда дождитесь вступления его в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
           Иск может рассматриваться в порядке упрощенного производства при условии его соответствия категориям дел, рассматриваемых в данном порядке.
           При обращении в суд необходимо внимательно отнестись к процессу подготовки всех необходимых для этого документов!
             Дополнительную информацию можно получить по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Воронежской области с понедельник по четверг с 10:00 до 17:00 часов, пятница с 10:00 до 15:45 часов по местному времени, перерыв с 13:00 до 13:45 часов. Телефон: 8-800-700-52-05.
Версия для печати Версия для печати