Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru

Об особенностях защиты прав потребителей при оказании туристских услуг


         Во время отдыха по договору на оказание туристских услуг потребителю необходимо знать, что в случае возникновения проблем в стране (месте) временного пребывания (размещение, встречи-проводы, питание, экскурсионные программы), целесообразнее их решать с принимающей стороной. Это обусловлено, прежде всего, тем обстоятельством, что организация, направившая туристов, находится на значительном территориальном удалении от места нахождения потребителя, и просто технически устранение каких-либо возникших проблем не представляется возможным. Принимающая же сторона обладает наибольшими возможностями исправления возникших недоразумений, так как именно ею и организована система услуг, оказываемых на данной территории. 
         Однако если принимающая сторона не выполняет свои обязательства надлежащим образом, возмещать причиненные потребителю убытки будет организация, заключившая с ним договор на оказание туристских услуг. 
         Защита прав потребителей в данном случае имеет ряд особенностей:
         - основным источником правового регулирования данных отношений выступают Закон о защите прав потребителей и Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации.
         - претензионный порядок предъявления требований к качеству туристского продукта. При этом претензия в письменной форме должна быть предъявлена туристом не позднее двадцати дней с момента окончания действия договора. Туристская организация обязана рассмотреть ее в течение десяти дней. Здесь важно отметить, что несоблюдение данного порядка может послужить основанием для оставления судом заявления потребителя о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим качеством туристского продукта, без рассмотрения (ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ). Одновременно с этим в случае удовлетворения судом требований потребителя суд вправе вынести решение о взыскании с туристской организации, нарушившей права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. 
         - потребители по искам о защите судом их нарушенных прав освобождаются от уплаты государственной пошлины. 
         - подсудность по данным видам исковых требований определяется истцом, т.е. в зависимости от выбора потребителя иск может быть предъявлен им в суд по месту его жительства, или по месту нахождения ответчика – организации, оказывающей туристские услуги, или по месту причинения вреда.
         - потребитель имеет право на компенсацию морального вреда. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
         - при судебной защите своих прав в связи с обнаружением недостатков оказанных туристских услуг требование потребителя сводится к возмещению понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (например, во время отдыха турист вынужден был вносить дополнительную плату за питание, проживание и т.д., хотя договором на оказание туристских услуг это все было включено в стоимость тура и оплачено потребителем при его приобретении). В данном случае важно отметить, что потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Версия для печати Версия для печати