Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru

Можно ли вернуть продавцу приобретенное ювелирное изделие?

Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информирует о возможности возврата ювелирного изделия.

Потребитель вправе вернуть продавцу приобретенное ювелирное изделие в случае невозможности получения надлежащей информации о ювелирном изделии, при обнаружении в нем недостатков, а также при приобретении ювелирного изделия дистанционным способом в установленных случаях.

Возврат ювелирного изделия надлежащего качества.

По общему правилу покупатель вправе в установленный срок обменять приобретенный непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется подтверждающий оплату товара документ.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму (ст. 502 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее- ГК РФ; ст. 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителе» (далее-Закон)).

Однако ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни относятся к числу непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (п. 9 Перечня, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2463).

Таким образом, в общем случае потребитель не вправе обменять или возвратить приобретенное ювелирное изделие надлежащего качества.

Возврат ювелирного изделия вследствие непредоставления информации о нем.

Потребитель вправе потребовать необходимую и достоверную информацию о реализуемых продавцом (изготовителем) ювелирных изделиях (п. 1 ст. 8 Закона).

В свою очередь продавец (изготовитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о ювелирных изделиях, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 495 ГК РФ; п. 1 ст. 10 Закона).

В частности, информация о предлагаемых к продаже ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также об ограненных драгоценных камнях должна содержать извлечения из нормативных правовых актов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и сертификации драгоценных камней (п. 47 Правил, утв. Постановлением №2463).

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя (или импортера и страны происхождения (производства) изделия), артикула и (или) модели, общего веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, наименования, веса, формы огранки и качественно-цветовых характеристик вставок драгоценных камней, наименования вставок, не относящихся к драгоценным камням, а также цены изделия (п. 48 Правил №2463).

Ювелирные изделия должны иметь потребительскую упаковку (п. 50 Правил №2463).

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о ювелирном изделии и если договор уже заключен, потребитель вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за ювелирное изделие суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить ювелирное изделие продавцу (п. 3 ст. 495 ГК РФ; п. 1 ст. 12 Закона).

Возврат ювелирного изделия ненадлежащего качества.

При обнаружении в ювелирном изделии недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать у продавца либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя возврата уплаченной за ювелирное изделие суммы. При этом по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить ювелирное изделие с недостатками (п. п. 4, 5 ст. 503 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 18 Закона).

С требованием о возврате уплаченной за ювелирное изделие суммы потребитель может обратиться также к изготовителю или импортеру товара (п. 3 ст. 18 Закона).

Потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) требование о возврате денег за ювелирное изделие ненадлежащего качества, если не истек установленный срок предъявления требования по его недостаткам (п. п. 1, 5, 6 ст. 19 Закона N 2300-1).

По общему правилу потребитель вправе предъявить требование о возврате товара ненадлежащего качества в течение гарантийного срока, а если он не установлен - в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).

Если в приобретенном ювелирном изделии выявлены существенные недостатки, потребитель вправе потребовать от изготовителя (уполномоченной организации или уполномоченного ИП, импортера) безвозмездного их устранения при условии, если докажет, что такие недостатки возникли до передачи потребителю ювелирного изделия или по причинам, возникшим до этого момента. Данное требование можно заявить, если недостатки ювелирного изделия обнаружены по истечении двух лет со дня его передачи потребителю, в пределах (п. 6 ст. 19 Закона): установленного на ювелирное изделие срока службы; 10 лет со дня передачи ювелирного изделия потребителю - если срок службы на ювелирное изделие не установлен.

Если требование об устранении недостатков ювелирного изделия не будет удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель вправе возвратить ювелирное изделие изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы (п. 6 ст. 19 Закона N 2300-1).

Возврат ювелирного изделия, приобретенного дистанционным способом

На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом (п. 2 ст. 497 ГК РФ; п. 1 ст. 26.1 Закона; п. 51 Правил N 2463). Потребитель вправе отказаться от заказанного дистанционно ювелирного изделия (п. 4 ст. 26.1 Закона; п. 22 Правил №2463):           в любое время до его передачи; в течение семи дней после передачи ювелирного изделия без объяснения причин;     в течение трех месяцев с момента передачи ювелирного изделия, если в момент его доставки потребителю не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата ювелирного изделия.

При дистанционном способе продажи товара возврат ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней у этого продавца (абз. 3 п. 4 ст. 26.1 Закона ; п. 51 Правил №2463).

В целях обеспечения граждан своевременной и достоверной информацией в Управлении работает «горячая линия» по номеру 8-800-201-05-97, посредством которой осуществляется консультирование граждан, на сайте службы создана ссылка на единый портал для подачи и приема обращений граждан. Кроме того, потребитель может воспользоваться модулем «Виртуальная приемная» государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru  

Также консультацию можно получить в ходе личного посещения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области. Получить консультацию можно с понедельника по четверг с 10-00 до 17-00, в пятницу с 10-00 до 16-45, перерыв с 13-00 до 13-45 (время московское). По телефону 8-800-201-05-97 оператор подробно ответит на Ваши вопросы, даст разъяснения, рекомендации.

 

Версия для печати Версия для печати