Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru

О нарушении прав потребителей при ремонте технически-сложных товаров и оказании бытовых услуг (выполнении работ)


        В Управление Роспотребнадзора по Воронежской области (далее- Управление) поступают обращения граждан, в которых указывается на нарушения их прав сервисными центрами и организациями, производящими ремонт бытовой и компьютерной техники, оказании бытовых услуг, выполнения различных работ (электропроводка, установка фильтра для воды и т.д.).

       В недобросовестных ремонтных мастерских и сервисных центрах потребителям, как правило, обещают сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки. Договор не заключается, документы о приеме товара не составляются в нарушение требований законодательства.  Очень часто уже через несколько дней работники мастерской или сервисного центра сообщают по телефону, что товар отремонтировали и его можно забирать. При этом называют стоимость ремонта, которая может доходить до 80% от цены нового товара. При вызове гражданами  мастера на дом для выполнения различного вида бытовых работ (проведение диагностики, ремонта и т.д.)  информация о стоимости работ не доводиться до сведения потребителей и сообщается только после ремонта.

       Естественно, заказчик не рассчитывает на такой дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут уловки, связанные с угрозами невозврата «отремонтированной» техники и даже реализации в счет образовавшегося долга, а также, связанные с причинением вреда имуществу.

       Управление   рекомендует.  

       При поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной вещи придерживаться следующих правил:

       - Недобросовестные исполнители не могут скрыть свою репутацию, в  сети «Интернет» Вы найдете много негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права потребителей.

       - Компания, которая не хочет привлекать лишнее внимание не будет указывать на вывеске юридически значимую информацию о себе. Кроме того, посмотрите, есть ли в месте приемки товаров в ремонт следующая информация:

    перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления;  указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются работы; сроки выполнения работ; данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из характера работы; требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;

     образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ;

     образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;

      перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот,       а также перечень льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Эта информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте.

       - Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. У сервисного центра остается Ваша вещь и если исполнитель уверен в качестве своей работы, он не будет настаивать на большой предоплате.

       - Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно должна сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. В настоящее время чек можно получить на электронный адрес или на номер мобильного телефона. Кроме того, потребитель может проверить достоверность выданного ему чека при помощи мобильного приложения «Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении. Расчеты на банковскую карту мастера недопустимы. Кроме того, документ по такой операции никак не связан с личностью исполнителя, указанного в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт предоплаты, если потребуется.

       - Ни при каких условиях не соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить договор и подписать акт приемки неисправной вещи, а также  если до Вас  недоведена информация о стоимости  ремонта и не предъявлен прайс-лист.

       - При ознакомлении с договором, обратите внимание на выполнение пункта 4   постановления Правительства Российской Федерации «Правила бытового обслуживания населения» от 21.09.2020 N 1514 (далее- Правила), согласно которого в договоре должны быть зафиксированы следующие  условия:

   фирменное наименование (наименование) и место нахождение (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика;

 • вид работы;

 • цена работы;

 • точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

 • отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа;

 • гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором о выполнении работ либо предусмотрены обычаем делового оборота;  другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;

• должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

       - Обязательно прочитайте договор (его образец, который должен быть доведен до сведения потребителей в наглядной и доступной форме ). Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены в сети «Интернет», но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с договором.

       - При выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт17 Правил).

       - При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку. Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил.

       - После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставления соответствующей отметки в договоре.

       Управление информирует, что работа, исполняемая в присутствии потребителя (например, диагностика неисправной техники), может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.

       Ответственность исполнителя за сохранность переданного в ремонт товара  устанавливается ст.35 Закона РФ «О защите прав потребителей»  от 07.02.1992 № 2300-1.

Версия для печати Версия для печати