Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru

О возврате обмене или замене товара в аптеке

      В настоящее  время в продаже на прилавках аптек можно встретить, как лекарственные препараты, медицинские изделия, так и  продовольственные товары, и относящиеся к ним, биологически активные добавки, парфюмерно-косметические и непродовольственные товары. Нередко потребитель приобретает  в аптеках товар, который по тем или иным причинам ему не подходит либо оказывается невостребованным.
      В каких случаях потребитель может обменять, заменить или возвратить товар, приобретенный в аптеке?
      Постановлением Правительства РФ “Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” от 31 декабря 2020 г. N 2463(далее Правила  продажи)утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, в который вошли  в том числе товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, инструменты, медицинские приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, чулочно-носочные изделия (например, компрессионные гольфы, чулки и т.п.).
       По общему смыслу положений Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон) продовольственные товары надлежащего качества возврату и обмену не подлежат, не зависимо от места их приобретения.

Как быть, если товар оказался некачественным?

       При обнаружении недостатков в товаре, если они не были оговорены продавцом, покупатель по своему выбору вправе потребовать замены товара на товар этой же марки (модели, артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (если это возможно с учетом особенностей товара); отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (ст.18 Закона)
       Таким образом, возврат и замена товара, приобретенного в аптеке, возможен в случае:
- обнаружения его недостатков, таких как, например, истек срок годности; серия и срок годности на внешней упаковке и таре, в которую непосредственно упакован товар не совпадают; отсутствует инструкция по применению препарата; описание препарата в инструкции не соответствует фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата; на упаковке обнаружен брак: сколы, трещины, разгерметизация и т.п.; полиграфия смазана;
- если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, изготовителе (основание п. 3 ст. 495 ГК РФ, ст. 12 Закона);
       Осуществить возврат или замену приобретенных лекарственных препаратов, медицинских или парфюмерно-косметических изделий, продовольственных товаров, включая БАДы, с недостатками возможно путем подачи заявления (претензии) в адрес продавца. Для этого необходимо в двух экземплярах составить заявление (претензию) с одним из требований: о возврате уплаченных денег или замене товара на аналогичный надлежащего качества, - и вручить его представителю продавца под роспись с ее расшифровкой и указанием даты принятия на втором экземпляре. В случае удовлетворения досудебного спора в добровольном порядке продавец обязан исполнить требование покупателя о возврате денежных средств в течении 10 дней со дня принятия заявления (претензии) (ст.22 Закона), о замене товара ненадлежащего качества - в срок от 7 до 20 дней (ч. 1 ст. 21 Закона).
       Заявить требование о возврате или замене товара ненадлежащего качества потребитель  вправе в течение его гарантийного срока или срока годности. Если на приобретенный товар гарантийный срок или срок годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи его потребителю (п. 1 ст. 19 Закона).
        В случае, если продавец отказывается возвращать деньги за некачественный товар, либо осуществлять его замену,то за защитой нарушенных прав и законных интересов необходимо обращаться в суд (ст.17 Закона). Обращаясь в суд с исковым заявлением, в частности, о возврате уплаченной за лекарственный препарат суммы, потребитель вправе дополнительно потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных вследствие ненадлежащего информирования о существенных потребительских свойствах лекарственных препаратов или продажи лекарственного препарата ненадлежащего качества. За нарушение срока удовлетворения заявленных требований с продавца предусмотрена неустойка (пеня) в размере 1% от цены лекарства за каждый день просрочки (п. 1 ст. 23 Закона). Также потребитель вправе потребовать от продавца компенсации морального вреда (ст. 15 Закона).
        Необходимо знать, что при осуществлении розничной торговли в месте нахождения потребителя вне торговых объектов путем непосредственного ознакомления потребителя с товаром (на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах) не допускается продажа продовольственных товаров без потребительской упаковки, а также лекарственных препаратов, медицинских изделий (п.7 Правил  продажи).
        Продажа лекарственных препаратов для медицинского применения при дистанционном способе продажи товара осуществляется в соответствии с Правилами выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 697 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом" (п.26 Правил  продажи).
Версия для печати Версия для печати