Защита прав потребителей при выборе бытовых услугСфера защиты прав потребителей при оказании бытовых услуг населению является одной из важнейших. Ведь именно в эту сферу входят работы и услуги, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Бытовое обслуживание населения, это выполнение работ и оказание услуг бытового характера. Работой в целях применения Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1 предлагается считать действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе. Услуга - это действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора. К бытовым услугам относятся: -Пошив, вязание и ремонт трикотажных изделий по индивидуальным заказам. -Пошив и ремонт обуви по индивидуальным заказам. -Пошив, ремонт одежды, головных уборов и корсетных изделий по индивидуальным заказам. -Ремонт бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий. -Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих населению. -Химчистка и крашение одежды и других изделий. -Изготовление и ремонт мебели по индивидуальным заказам населения. -Строительства и ремонт жилищ (квартир). -Услуги фотостудий, фотографий, фото- и кинолабораторий. -Услуги прачечных. -Прочие производственные (материальные услуги). -Услуги парикмахерских. -Услуги бани и душей. -Услуги проката. -Прочие услуги. При обращении к исполнителю бытовых услуг, потребителю должна быть предоставлена полная достоверная информация об оказываемой услуге на русском языке (ст. 8-ст. 11 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1, п. 2, 3, 4 Постановления Правительства РФ «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 августа 1997 г. N 1025), которая в обязательном порядке должна содержать: -наименование организации (местонахождение организации); -наименование оказываемых услуг; -правила бытового обслуживания; -образцы договоров (квитанций или иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); -образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы, журналы с моделями и т.д. Вышеуказанная информация должна находиться в удобном для обозрения месте (например: информационный стенд для потребителя). В соответствии п.4 Постановления Правительства РФ «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 августа 1997г.N1025, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Договор должен содержать следующие сведения: -фирменное наименование и местонахождение организации-исполнителя; -вид услуги; -цену услуги; -точное наименование; -описание и цену материалов (вещи) если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; -отметку об оплате потребителем полной цены услуги (работы); -дату приема и исполнения заказа; -гарантийные сроки на результаты работы; -должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. В соответствии ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1, исполнитель обязан оказать бытовую услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги (работы) исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно используется. В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1 ): -безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; -соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; -повторного выполнения работы; -возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной -услуги своими силами или третьим лицом. Потребитель вправе требовать возврата стоимости услуг и полного возмещения убытков, если недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены, либо в если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Статьей 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1становлено, что если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование. Исполнитель обязан: -предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (вещи); -представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества-возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем. Основной формой выражения несогласия с деятельностью исполнителя по поводу выполнения условий заказа, и качеством бытовой услуги является направление претензии в адрес исполнителя. Претензия оформляется в двух экземплярах один экземпляр передается исполнителю бытовых услуг (в руки либо почтой) второй экземпляр с отметкой о принятии претензии остается у потребителя. В претензии нужной указать одно из вышеуказанных требований. В случае если исполнитель услуг отказывает в удовлетворении требования потребителя и не решается вопрос в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в суд (согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных прав граждан осуществляется судом). В соответствии ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1, потребитель имеет право на то, чтобы оказанная бытовая услуга (работа) при обычных условиях использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя и не причиняла вред имуществу потребителя. В соответствии ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков бытовой услуги (работы), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Согласно общим положениями гражданского законодательства, а именно ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, на основании вышеизложенных норм законодательства, потребитель вправе предъявить исполнителю (организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие бытовые услуги) претензию о возмещении причиненного имущественного ущерба. |
|||
|