Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru

О правах потребителей при оказании услуг автосервиса


         Управление Роспотребнадзора по Воронежской области на поступающие обращения граждан на оказание услуг автосервиса ненадлежащего качества разъясняет.
         Отношения, возникающие при оказании услуг автосервиса, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.19992 № 2300-1 «О защите прав потребителей, Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290.
         Для того, чтобы выбрать сервисный центр для оказания услуг автосервиса надлежащего качества и в установленный договором срок необходимо обратить внимание на наличие информации об исполнителе, работах, услугах. 
         На вывеске должно быть наименование организации, место нахождения (юридический адрес) и режим ее работы.
         Исполнитель – индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа. 
         В помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте размещаются следующие сведения:
         • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания;
         • наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы);
         • сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший);
         • цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты;
         • гарантийные сроки, если они установлены;
         • сведения о сроках выполнения заказов;
         • указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (работы);
         • правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290;
         • адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;
         • образцы договоров, заказов-нарядов, приемосдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем, оформление договора и оплату услуг (работ) потребителем;
         • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ), в соответствии с федеральными законами иным и нормативными правовыми актами.
         Информация в договоре, заказе-наряде и т.п. должна совпадать с информацией, представленной на вывеске, а так же содержать следующие сведения:
         • фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
         • ФИО, телефон и адрес потребителя;
         • дата приема заказа, сроки его исполнения, в том числе по соглашению сторон, промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг (выполнения работ);
         • цена оказываемой услуги и порядок ее оплаты;
         • марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов; 
         • цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
         • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
         • перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем;
         • гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
         • должность, ФИО лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись и подпись потребителя.
         При передаче автомобиля оформляется акт сдачи-приемки, в котором указываются комплектность автомототранспортного средства, видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены.
         В случае причинения вреда автомобилю акт послужит доказательством причиненного ущерба, так как при полной или частичной утрате материала, принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала в разумный срок, а при отсутствии однородного материала аналогичного качества – возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала, а также расходы, понесенные потребителем(ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992года № 2300-1). 
         Если работы выполняются в присутствии потребителя, автосервис имеет право выдать только квитанцию, жетон, талон или кассовый чек.
         При проведении ремонта автосервисы требуют, чтобы владелец автомобиля покинул помещение. Данное требование является неправомерным. Потребитель в любое удобное для него время вправе отслеживать ход и качество выполняемой работы, при этом не вмешиваясь в работу исполнителя. В свою очередь автосервис должен обеспечить потребителю возможность нахождения в помещении с учетом соблюдения правил и техники безопасности.
         Иногда автосервисы при оформлении соглашения обозначают только неисправность автомобиля и наименование работ, необходимых для ее устранения, при этом без внимания остаются объемы работы и ее стоимость. Если это произошло, то владелец автомобиля вправе потребовать о составлении сметы на выполняемые работы, которая после подписания становится частью соглашения.
         В случае, если в процессе ремонта в автомобиле проявляются другие незаявленные недостатки, которые увеличивают срок выполнения работ и их стоимость, специалисты автосервиса обязаны предупредить потребителя об этом. Если потребитель против превышения составленной сметы, сервисный центр вправе отказаться от исполнения договора, а уже выполненную автосервисом часть работы владелец автомобиля обязан оплатить.
         Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги (выполнять работы) за плату, а также обуславливать оказание одних услуг (выполнение работ) обязательным исполнением других.
         Потребитель вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг (выполненных работ), а если они уже оплачены, – потребовать возврата уплаченных за них суммы.
         При возврате автомобиля из сервиса особое внимание необходимо уделить с участием исполнителя проверке технического состояния, комплектности, объема и качества работ, исправности узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, подмены составных частей, некомплектности автомототранспортного средства и других недостатков потребитель обязан немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в приемосдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку, который подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем. Если иное не предусмотрено договором, потребитель, принявший заказ без проверки, лишается права ссылаться на дефекты, которые могли быть обнаружены при обычном способе приемки (явные недостатки).
         Потребитель, обнаруживший после приемки заказа несоответствие его исполнения договору, скрытые недостатки, в том числе такие, которые были умышленно скрыты исполнителем, обязан по их обнаружении известить об этом исполнителя в разумный срок.
         В случае неудовлетворения исполнителем законных требований, потребитель вправе требовать от исполнителя выплаты неустойки, размер которой определяется Законом в соответствии с предъявляемым требованием.
         Зачастую потребители в своих обращениях просят Управление обязать хозяйствующий субъект вернуть деньги за некачественную услугу. В связи с чем разъясняем:
         - проверка качества выполненной работы (оказанной услуги), а также рассмотрение имущественных споров (расторжение договора, возврат денежных средств, выплата неустойки) не входит в компетенцию органов Роспотребнадзора.
        Полномочиями рассмотрения имущественных споров наделены исключительно судебные органы.
Роспотребнадзор вступает в судебное дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителей (в т.ч. по заявлению потребителя, по Определению суда) в соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992года № 2300-1) . 
        В случае возникновения вопросов, потребители могут обратиться в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области по телефону «горячая линия» 8-800-201-59-78, на электронный адрес или письменно по адресу: 394038, г.Воронеж, ул.Космонавтов, д.21А.
Версия для печати Версия для печати