Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru

Памятка о работе химчистки


         Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информирует, что каждому потребителю при обращении в химчистку необходимо обратить внимание на важные моменты. 
         1. Право на информацию
         В момент сдачи вещи в химчистку до потребителя доводится информация о наименовании (фирменном наименовании) химчистки, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме ее работы. Данная информация размещается на вывеске организации. 
         В соответствии с Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, а также ст. ст. 8, 10 «Закона о защите прав потребителей» закрепляют обязанность химчистки своевременно (до заключения договора) в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, которая в обязательном порядке должна содержать:
         • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
         • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
         • сроки оказания услуг (выполнения работ);
         • данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);
         • гарантийные сроки;
         • цены на оказываемые услуги (выполняемые работы) и сведения о порядке и форме оплаты.
         Указанная информация должна находиться в удобном для обозрения потребителя месте на русском языке. Один экземпляр договора выдается потребителю. Исполнитель обязан выполнить работы в соответствии с условиями договора. 
         2. В момент сдачи вещей в химчистку исполнитель (работник химчистки) обязан немедленно предупредить потребителя при обнаружении непригодности или недоброкачественности вещи и (или) возможных неблагоприятных для потребителя последствий. Согласно ст. 35 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 « «О защите прав потребителей» в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в 3-дневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем, в том числе денежные средства, уплаченные за услугу (работу). 
         3. При получении вещи из химчистки необходимо:
         с участием исполнителя обязательно проверить качество работы. При обнаружении недостатков в работе немедленно заявить об этом исполнителю. Выявленные недостатки укажите в документе, удостоверяющем приемку.
         В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51108-97 «Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия» после химической чистки изделия должны быть: чистыми, сухими, хорошо отглаженными, без морщин, перекосов, заломов, искривлений швов и нарушения конструкции пошива, не иметь пятен, затеков, ореолов, запаха растворителя и пятновыводных препаратов, посторонних волокон, пуха, пыли; сохранять исходную форму, целостность, цвет, рисунок и рельефность.
         В соответствии с требованиями п. 5.19 ГОСТ Р 51108-97 «Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия» после химической чистки допускаются: дефекты, выявленные при приеме изделия в химчистку; проявившиеся скрытые дефекты; застарелые, не поддающиеся выведению пятна от краски, плесени, силикатного клея, инсектицидных препаратов, чернил, паст для шариковых ручек и масел; изменение оттенка цвета и разнооттеночность в местах наибольшего износа; частичное выпадение ворса с поверхности изделий из искусственного бархата и велюра; вытравки на изделиях от дорожной грязи; белесые полосы и вытертость в местах наибольшего износа (обшлага и сгибы рукавов, боковые швы) на изделиях из крашеной овчины, натуральной и искусственной замши, полиэфирного волокна; желтизна и изменение цвета, образовавшиеся от длительного воздействия пота, химических веществ, атмосферных условий, а на светлых меховых изделиях, кроме того, от естественного старения волосяного покрова, проявившиеся после химической чистки; запалы, пожелтения и белесые участки, возникшие при неправильном глажении в домашних условиях, при производстве изделия и проявившиеся после химической чистки; нарушения целостности изделий, а также спуск петель на трикотажных изделиях в результате продолжительной носки или в местах повреждения личинками моли, заломы и расслаивания на изделиях из дублированных текстильных материалов, образовавшиеся при длительной эксплуатации; затеки, образовавшиеся при обработке изделий водными растворами в домашних условиях. 
         4. Претензии к качеству оказанной услуги
         Если недостатки невозможно было обнаружить при приемке вещи из химчистки обычным способом (скрытые недостатки), то при их выявлении необходимо письменно известить об этом исполнителя.
         В претензии потребитель согласно ст. 29 Закона о защите прав потребителей может предъявить следующие требования:
         • безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги (выполненной работы);
         • уменьшить цену оказанной услуги (выполненной работы);
         • безвозмездно изготовить другую вещь из однородного материала такого же качества или повторно выполнить работу; 
         • возместить понесенные потребителем расходы по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом;
         • расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены.
         В случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя на химчистку, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить ее однородной вещью аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченной (поврежденной) вещи, а также расходы, понесенные потребителем (ст. 35 Закона о защите прав потребителей). 
        Поскольку у химчистки, как правило, отсутствует возможность предоставить аналогичную вещь взамен поврежденной, то потребителю можно сразу предъявлять требование о возмещении двукратной стоимости вещи. Ее стоимость можно подтвердить чеками, если они сохранились, либо получить заключение о среднерыночной стоимости вещи в организации, проводящей оценку вещей. В случае необходимости обращения за услугами по оценке (экспертизе) вещи, следует обязательно сохранить квитанции об оплате указанных услуг. Данные расходы химчистка должна будет компенсировать потребителю, если будет доказано, что, например, дефекты вещи появились в результате некачественного оказания услуг по химчистке. 
        Если руководство химчистки откажется в досудебном порядке удовлетворить требования потребителя, то ему следует обращаться за защитой своих прав с иском в суд. Помощь в составлении претензии и искового заявления может быть оказана в консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» (г.Воронеж, ул.Космонавтов, 21) и его филиалах.
Версия для печати Версия для печати