Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 

Об установлении санитарно-защитных зон


         В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение химического, физического и биологического воздействия на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности, кроме того, до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим требуемый уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
         В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими требования к установлению санитарно-защитных зон являются:
         • Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ;
         • "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
         • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
         • Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон";
         • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; 
        Документом, в котором определен порядок установления, изменения, а также прекращения существования санитарно-защитных зон является Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее по тексту – Постановление), а также Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные данным Постановлением (далее по тексту – Правила).
        В настоящее время, при планировании строительства или реконструкции объекта, застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство, обращается в уполномоченный орган для принятия решения об установлении санитарно-защитной зоны. 
        В целях обеспечения переходного периода для правообладателей объектов, в отношении которых подлежит установлению санитарно-защитная зона, Постановлением регламентируется порядок действия в следующих ситуациях. 
        Так в случае, если объект введен в эксплуатацию до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ №222 от 03.03.2018г., следует руководствоваться п. 2 данного постановления, а именно – правообладатели указанных объектов обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и экспертизу указанных исследований(измерений) и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления. 
        В случае, если до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ №222 от 03.03.2018г. было выдано разрешение на строительство, но при этом объект не был введен в эксплуатацию, следует руководствоваться с п.3. данного постановления, а именно – застройщики указанных объектов до ввода их в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны допускается в течение 2 лет с момента ее установления. 
        Решение об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны принимается по результатам рассмотрения заявления, форма которого размещена на сайте Управления (http://36.rospotrebnadzor.ru/elect/electgy/szz), а также необходимого комплекта документов – проекта санитарно-защитной зоны, требования к которому изложены в п. 16 Правил, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны. 
        Органами, уполномоченными на принятие решения об установлении, изменении и о прекращении существования санитарно-защитной зоны являются: 
        • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
        • Управление Роспотребнадзора по Воронежской области - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности;
        Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. 
        Обращаем внимание, что в соответствии с частями 13, 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. 
        Если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до дня официального опубликования настоящего Федерального закона либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года (за исключением вышеуказанного случая). 
        Напоминаем, что за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена административная, а также уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.