Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru

Права потребителей при получении юридических услуг


         В Управление Роспотребнадзора по Воронежской области все чаще поступают обращения граждан с жалобами на организации, предоставляющие юридические услуги.
         Чаще всего жалуются на непредоставление (предоставление не в полном объеме) информации об услугах: о цене услуги или об исполнителе; невыполнением юридическими организациями взятых на себя обязательств по договору; включение в договор условий, ущемляющих права потребителей; отсутствие в договоре конкретных сроков выполнения работ; предоставление заведомо вводящих в заблуждение консультаций, что значительно влияет на стоимость договора; неоказание услуги.
         Достаточно часто, обращение потребителя в юридическую компанию, заканчивается заключением договора на значительную сумму денежных средств, в результате убеждений и заведомо неправильной консультации юристов.
         Потребители при обращении в юридические компании, как правило, за помощью в разрешении какого-либо конфликта одновременно рискуют стать жертвой обмана и вступить в конфликт с самой компаний, оказывающей юридические услуги.
         Как видно из обращений граждан, зачастую им приходится обращаться в другую юридическую компанию, чтобы разрешить спор с прежней.
         В соответствии со ст. 8,10 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» до потребителя своевременно, то есть до заключения договора, должна быть доведена полная и достоверная информация, как о самой юридической компании, так и о юридической услуге.
        Указанная информация доводится до потребителя на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. 
        На вывеске юридической компании должны размещаться ее наименование (фирменное наименование), адрес места нахождения и режим работы.
        В свою очередь, информация об услугах должна содержать следующие сведения:
        • сведения об основных потребительских свойствах услуг,
        • срок оказания услуг,
        • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг),
        • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).
        Информация о цене услуг должна быть доведена до потребителя посредством прейскурантов, а также иным доступным для потребителя способом.
        Советы потребителю при заключении договора.
        1. Обязательным условием оказания юридических услуг является подписание договора, в котором четко прописывается, кто является заказчиком, кто исполнителем, перечень услуг, какова стоимость предстоящей работы, а также права обеих сторон и их ответственность.
        Не стоит торопиться ставить в договоре подпись. Нужно внимательно с ним ознакомиться, и если возникнут сомнения, предложить юристу свои изменения и корректировки.
        2. В момент заключения договора на оказание юридических услуг следует проследить, чтобы была составлена спецификация или смета. В смете (спецификации) указываются наименование каждой услуги, их стоимость, количество.
        3. Необходимо также проследить, чтобы в договоре были оговорены сроки начала и окончания оказания услуг, иначе выполнение договора может затянуться, что для клиента совершенно нежелательно.
        4. Юридическая компания не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств.
        5. После завершения оказания услуг по договору должен быть составлен двусторонний акт прима-сдачи оказанных услуг (акт выполненных работ) с описанием объема оказанных услуг. Данный акт подписывается каждой из сторон договора. Однако подписывать вышеуказанный акт потребителю следует при полном отсутствии претензий к юридической компании. Ведь подписание акта об оказанных юридических услугах свидетельствует о том, что:
        • услуги оказаны полностью и надлежащим образом;
        • у клиента отсутствуют претензии к юристу, что, безусловно, трактуется в пользу последнего. 
        Если же потребитель не доволен качеством оказанных ему услуг или имеет иные претензии к юридической компании, то ни в коем случае не стоит подписывать указанный акт.
        Право потребителя на расторжение договора.
        Право потребителя на отказ от юридической услуги и расторжение договора в любой момент закреплено в статье 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Однако при отказе от юридической услуги потребитель обязан оплатить компании фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
        Необходимо отметить, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, передано исковое заявление или предоставлен документ, подтверждающий совершение выезда юриста в судебные органы и прочее).
        Расторжение договора в данном случае оформляется путем подписания соглашения о расторжении договора или просто подписания двустороннего акта приема-сдачи оказанных услуг с указанием перечня оказанных потребителю услуг и их стоимости, а также суммы, подлежащей возврату. 
        В случае, если юридическая компания не выполнила свои обязательства по договору в установленные сроки и нарушила как начальные, так и конечные сроки оказания услуги, потребитель вправе:
        • назначить исполнителю новый срок;
        • поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
        • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
        • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
        Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.
        При этом в случае нарушения исполнителем установленных сроков оказания услуг исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги, а если цена договором об оказании услуг не определена - общей цены заказа.
        Ненадлежащее качество юридических услуг. 
        В случае, если потребителю оказаны услуги ненадлежащего качества то в соответствии со статьей 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований:
        • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
        • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
        • повторного выполнения работы; 
        • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
        Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
        Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
        Кроме того необходимо иметь ввиду, что не всегда качественно оказанная услуга позволяет достичь результата, который желает потребитель. Зачастую клиенты, не зная тонкостей права и процесса, предполагают исход, отличный от обозначенного юристом. Достижение необходимого результата услуги зависит не только от качества ее оказания исполнителем, но и от того, насколько тщательно заказчик соблюдает данные ему рекомендации, а также от других объективных обстоятельств (действий третьих лиц – суда, государственных органов).
       Об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если правозащитник: 
       • не является на судебное заседание в назначенное время;
       • не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела; 
       • строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие;
       • разглашает информацию, доверенную ему заказчиком; 
       • не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела.
       • и т.д.
       Доказать факт оказания некачественных юридических услуг будет очень сложно и опять же, человек самостоятельно не сможет этого сделать. Скорее всего, нужно будет снова обращаться за помощью к другому юристу. Доверяя решение своего вопроса юристу, будь это юрист по жилищным или семейным вопросам, всегда необходимо убедиться в его компетентности, чтобы не запустить и не усугубить и без того сложную ситуацию.
Действия при возникновении спорных ситуаций. 
       Все претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения). 
       В случае неудовлетворения требования гражданина, изложенного в претензии, он имеет право обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, а также с исковым заявлением в суд (в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
       В случае подачи искового заявления в суд потребитель также в целях защиты своих нарушенных прав может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области для привлечения его в качестве государственного органа для дачи заключения по делу и участия в суде (п.5 ст.40 Закона о защите прав потребителей, ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Версия для печати Версия для печати