Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 

Результаты онлайн опроса по вопросам защиты прав потребителей при приобретении смарт устройств


         Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области был организован и проведен социологический онлайн опрос по вопросам защиты прав потребителей при приобретении смарт-устройств, посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей. 
         В опросе приняло участие 35 человек.
         Большинство принявших участие в опросе граждан хоть раз в жизни сталкивались с приобретением сотового телефона ненадлежащего качества (25 человек из опрошенных) и только менее 10 человек не высказали никаких претензий по качеству приобретаемых смартфонов.
         У 10 человек из тех, кем были выявлены дефекты в приобретенном товаре, обнаруживали их в течение первых 15-ти дней после покупки, 15 пострадавших столкнулись с указанной проблемой в течение гарантийного срока и лишь 3 - по истечении гарантийного срока. 
        В подавляющем большинстве случаев 18 человек сдавали неисправный телефон на гарантийный ремонт, в 5 случаях – потребителем самостоятельно, за счет собственных средств производились ремонтные работы неисправного аппарата, но среди принявших участие в опросе встречались и такие, кто не предпринял никаких мер для устранения неисправностей (4 опрошенных).
        В добровольном порядке неисправный телефон был заменен потребителям в 10 случаях, при этом одинаково часто вопрос оставался нерешенным, т.е. продавец (уполномоченная организация) игнорировали либо отказывали потребителям, либо продавцом, напротив, возвращались денежные средства (6 человек из принявших учатсие в опросе). И в 4 случаях – недостатки устранялись за свой счет.
        Почти каждый (27 из опрошенных), в случае нарушения своих прав обратится за защитой в государственные органы (например, Роспотребнадзор). Восемь человек из числа всех опрошенных утверждают, что даже обладание более полной информацией в области потребительского законодательства не позволило бы им самостоятельно защищать свои права. Тем не менее, большинство опрошенных (25) все-таки верят в то, что знание потребительского законодательства позволит им эффективно отстаивать свои права самостоятельно.
        Проведенное социологическое исследование позволило косвенно оценить информированность населения в вопросах безопасности и качества наиболее востребованных в настоящее время смарт-устройств, а также изучить мнение респондентов о необходимости и пользе просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей. Анализ вышеперечисленных результатов опроса, позволили прийти к следующим выводам:
        1. В условиях насыщения потребительского рынка разнообразным ассортиментом товаров, работ и услуг, вопрос их качества, безопасности и подлинности по- прежнему остается одним из самых актуальных.
        2. Необходимо продолжить и усилить персональную работу с потребителями при обращении их в органы и учреждения Роспотребнадзора с целью разъяснения их прав, закрепленных законодательством РФ, а также способов их защиты, что позволит оперативно разрешать спорную ситуацию или вообще не допустить таковой. Более того, информация, получаемая потребителями в ходе консультаций, способствует гражданам, самостоятельно отстаивать свои интересы, вплоть до защиты нарушенных прав в судебном порядке.
        Напоминаем, что продолжает свою работу государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей «Роспотребнадзор» (zpp.rospotrebnadzor.ru), в котором содержится исчерпывающая информация по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав и интерактивная система помощи - веб-ресурс «Виртуальная справочная система для потребителей» (help.rospotrebnadzor.ru)