Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА Информационная линия
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru

Результаты онлайн опроса по вопросам защиты прав потребителей при приобретении смарт устройств


         Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области был организован и проведен социологический онлайн опрос по вопросам защиты прав потребителей при приобретении смарт-устройств, посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей. 
         В опросе приняло участие 35 человек.
         Большинство принявших участие в опросе граждан хоть раз в жизни сталкивались с приобретением сотового телефона ненадлежащего качества (25 человек из опрошенных) и только менее 10 человек не высказали никаких претензий по качеству приобретаемых смартфонов.
         У 10 человек из тех, кем были выявлены дефекты в приобретенном товаре, обнаруживали их в течение первых 15-ти дней после покупки, 15 пострадавших столкнулись с указанной проблемой в течение гарантийного срока и лишь 3 - по истечении гарантийного срока. 
        В подавляющем большинстве случаев 18 человек сдавали неисправный телефон на гарантийный ремонт, в 5 случаях – потребителем самостоятельно, за счет собственных средств производились ремонтные работы неисправного аппарата, но среди принявших участие в опросе встречались и такие, кто не предпринял никаких мер для устранения неисправностей (4 опрошенных).
        В добровольном порядке неисправный телефон был заменен потребителям в 10 случаях, при этом одинаково часто вопрос оставался нерешенным, т.е. продавец (уполномоченная организация) игнорировали либо отказывали потребителям, либо продавцом, напротив, возвращались денежные средства (6 человек из принявших учатсие в опросе). И в 4 случаях – недостатки устранялись за свой счет.
        Почти каждый (27 из опрошенных), в случае нарушения своих прав обратится за защитой в государственные органы (например, Роспотребнадзор). Восемь человек из числа всех опрошенных утверждают, что даже обладание более полной информацией в области потребительского законодательства не позволило бы им самостоятельно защищать свои права. Тем не менее, большинство опрошенных (25) все-таки верят в то, что знание потребительского законодательства позволит им эффективно отстаивать свои права самостоятельно.
        Проведенное социологическое исследование позволило косвенно оценить информированность населения в вопросах безопасности и качества наиболее востребованных в настоящее время смарт-устройств, а также изучить мнение респондентов о необходимости и пользе просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей. Анализ вышеперечисленных результатов опроса, позволили прийти к следующим выводам:
        1. В условиях насыщения потребительского рынка разнообразным ассортиментом товаров, работ и услуг, вопрос их качества, безопасности и подлинности по- прежнему остается одним из самых актуальных.
        2. Необходимо продолжить и усилить персональную работу с потребителями при обращении их в органы и учреждения Роспотребнадзора с целью разъяснения их прав, закрепленных законодательством РФ, а также способов их защиты, что позволит оперативно разрешать спорную ситуацию или вообще не допустить таковой. Более того, информация, получаемая потребителями в ходе консультаций, способствует гражданам, самостоятельно отстаивать свои интересы, вплоть до защиты нарушенных прав в судебном порядке.
        Напоминаем, что продолжает свою работу государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей «Роспотребнадзор» (zpp.rospotrebnadzor.ru), в котором содержится исчерпывающая информация по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав и интерактивная система помощи - веб-ресурс «Виртуальная справочная система для потребителей» (help.rospotrebnadzor.ru)
Версия для печати Версия для печати