Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 

О обращениях граждан по вопросам защиты прав потребителей за период 2018 года


         Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области информирует:
         За отчетный период 2018 года в адрес Управления поступило 5213 обращений на нарушения прав потребителей, что составляет 53,7 % от всех поступивших в адрес управления обращений.
         В ходе рассмотрения поступивших 5213 обращений: 
         - в 4438 случаях даны разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ;
         - в 498 случаях направлены по подведомственности;
         - в 277 случаях указанные в обращениях факты стали основанием для проведения внеплановых проверок и административных расследований.
         Структура поступивших обращений по приоритетным направлениям деятельности сложилась следующим образом: 
         1) 2667 (51,2 %) - на нарушения, допущенные в организациях торговли.
         2) 2546 (48,8 %) - на нарушения, допущенные в организациях, предоставляющих услуги населению.
         За отчетный период при проведении внеплановых проверок и административных расследований по обращениям потребителей в 173 случаях из 277 (62,5 %) факты, указанные в обращениях, подтвердились, установлены нарушения требований действующего законодательства.
         Структура поступивших и рассмотренных обращений на нарушения прав потребителей следующая:
         1. Реализация непродовольственных товаров: рассмотрено 2328 обращений (44,6 % от общего количества рассмотренных обращений в сфере защиты прав потребителей). Из них в 2085 случаях даны разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, в 32 случаях направлены по подведомственности, в 211 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия и административные расследования, при проведении которых в 117 (55,4 %) случаях установлены нарушения.
         2. Оказание жилищно-коммунальных услуг: рассмотрено 607 обращений (11,6 %). Из них в 338 случаях даны разъяснения, 252 обращения направлено по подведомственности, в 17 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия и административные расследования, при проведении 13-ти мероприятий (76,5 %) установлены нарушения. 
         3. Оказание финансовых услуг населению: рассмотрено 225 обращений (4,3 %). Из них в 126 случаях даны разъяснения, 98 обращений направлены по подведомственности, проведена 1 внеплановая проверка, в ходе которой подтвердились факты, указанные в обращении. 
         4. Реализация продовольственных товаров: рассмотрено 258 обращений (4,9 %). Из них в 249 случаях даны разъяснения, 6 обращений направлены по подведомственности, в 3 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, в ходе проведения которых в 100 % случаях установлены нарушения. 
         5. Предоставление услуг бытового обслуживания населения: рассмотрено 367 обращений (7,0 %). Из них в 337 случаях даны разъяснения, 15 обращений направлены по подведомственности, в 15 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, административные расследования, при проведении 10 (66,7 %) проверок установлены нарушения.
         6. Оказание услуг связи: рассмотрено 399 обращений (7,7 %). Из них в 368 случаях даны разъяснения, 23 обращения направлены по подведомственности, в 7 случаях проведены внеплановые проверки и административное расследование, при проведении мероприятий по надзору в 100,0 % случаях были установлены нарушения требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
         7. Оказание платных медицинских услуг: рассмотрено 171 обращение (3,3 %). Из них в 132 случаях даны разъяснения, 31 обращение направлено по подведомственности, проведено 10 внеплановых надзорных мероприятий при проведении 5 надзорных мероприятий (50,0 %) установлено следующее: факты, указанные в обращении, подтвердились.
         8. Предоставление транспортных услуг: рассмотрено 69 обращений (1,3 %) . Из них в 67 случаях даны разъяснения, 2 обращения направлены по подведомственности.
         9. Оказание туристских услуг: рассмотрено 39 обращений (0,7 %). Из них в 36 случаях даны разъяснения, в 3 случаях проведены внеплановые надзорные мероприятия, при проведении которых в 100,0 % случаях были установлены нарушения требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
         Основными нарушениями, установленными при рассмотрении обращений граждан, являются:
         - не соблюдение обязательных требований технических регламентов Таможенного Союза;
         - не предоставление полной, достоверной информации потребителям при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ;
         - отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), позволяющей сделать правильный выбор;
         - продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, технических регламентов;
         - введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и цены товаров;
         - предоставление услуг ненадлежащего качества;
         - нарушение сроков исполнения услуг согласно заключенных договоров;
         - включение в договоры на предоставление услуг, выполнение работ условий, ущемляющих права потребителей. 
         По результатам проведенных надзорных мероприятий по обращениям потребителей составлено 176 протоколов об административных правонарушениях.
         Судебная защита прав потребителей является одним из приоритетных направлений деятельности Управления. За период 2018 г. направлено 75 исковых заявлений в защиту определенного и неопределенного круга потребителей, что соответствует аналогичному периоду предыдущего года. 
         В том числе по материалам Государственной жилищной инспекции Воронежской области в рамках заключенного соглашения о взаимодействии Управлением поданы исковые заявления в защиту прав потребителей о нарушении их прав в сфере ЖКХ - конкретного потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.