Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru

О правилах бытового обслуживания населения


         Значительное обращение граждан по поводу нарушения их прав при исполнении соответствующими хозяйствующими субъектами взятых на себя договорные обязательства по выполнению работ (услуг) связано с : 
          - выполнением работ (услуг) не надлежащего качества; 
          - нарушения сроков выполнением работ (услуг); 
          - ущемления прав потребителей в части: расторжения договора и возврата уплаченной денежной суммы, гарантийных обязательств, предъявления штрафных санкций, сроков предъявления по скрытым дефектам, по хранению не полученных результатов работы. 
          Перечисленные нарушения были установлены при проведении мероприятий по контролю Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области в предприятиях:
- ООО «ПВХ-Воронеж» (г.Воронеж, ул.Лизюкова, д.38),
- ИП Серова Н.П. (г.Воронеж, ул.Лизюкова, д.38),
- ИП Федоров В.Б. (г.Воронеж, Московский пр., д.58),
- ООО «Компания Бриг» (г.Воронеж, Ленинский пр., д.160).
- ИП Флягин М.А. (г.Воронеж, ул.9-е Января, д.221-а) 
          Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1 и регулируют отношения между покупателем и исполнителем услуг (работ) в сфере бытового обслуживания населения. Настоящие правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.

Права потребителей по договору бытового подряда и
договора возмездного оказания бытовых услуг
 
            К  указанным договорам применимы общие положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1 о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию о оказываемых услугах (работах), а так же положение главы 3 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Ст. 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1 гласит, что исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которых соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), пригодную для использования в соответствии с этими целями.
            Ст.8, ст.9, ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1 устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе и об оказываемых услугах(выполняемых работах).. Если вид деятельности, осуществляемый исполнителем, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, об органе выдавшем лицензию. 
            Договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: 
            - фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); 
            - вид услуги (работы); 
            - цена услуги (работы); 
            - точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; 
            - отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; 
            - даты приема и исполнения заказа; 
            - гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; 
            - другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); 
            - должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. 
            Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю. 
            Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п. 
            Изделие, указанное в документе, подтверждающем заключение договора об оказании услуги (выполнении работы), в случае утраты этого документа выдается на основании письменного заявления потребителя по предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потребителя. 
            Ответственность исполнителя за не предоставление надлежащей информации определяется ст.12 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1.
Порядок оплаты услуг (работ)
          Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре; после ее окончательной сдачи исполнителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса. 
          Цена услуги (работы) в договоре определяется соглашением сторон. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги (работы) за плату.
          Потребитель вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора о выполнении работы, уплатив исполнителю часть установленной цены пропорционально части выполненной работы до уведомления об отказе от исполнения договора. Потребитель обязан также возместить исполнителю расходы, произведенные до этого момента с целью исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены выполненной работы. 
          В соответствии со 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1 потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. 
          Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку. 
          Потребитель, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты исполнителем, обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружении.
          В случае неявки потребителя за получением результата выполненной работы или иного уклонения потребителя от его приемки исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит в порядке, предусмотренном статьей 327 Гражданского кодекса Российской Федерации. 
          Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы(оказанной услуги), в соответствии со ст.29 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1 вправе по своему выбору потребовать:
          - безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или возмещения расходов по устранению этих недостатков;
          - соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); 
          - безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь.
          Право потребителя на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст15 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1.
          Требование потребителя об уплате неустойки(пени), в соответствии со ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1 подлежит удовлетворению продавцом, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в добровольном порядке.
          При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
          В соответствии со ст.14 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1 имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков наступает в случаях: 
          1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков работы ( услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
          2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работы (услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
          3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы работы или срока годности.
          Если на результат работы должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 настоящего Закона срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо результат работы по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.
          4. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для выполнения работ ( оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
          5. Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки работы (услуги).
          Защита прав потребителей осуществляется судом. 
          Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
          - нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, 
          - его жительства;
          - жительства или пребывания истца;
          - заключения или исполнения договора. 
          - Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Версия для печати Версия для печати