Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru

О дополнительных услугах при обслуживании кредитными организациями физических лиц


         Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информирует .
         В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» банки могут предоставлять потребителям следующие виды банковских операций: 
         - привлекать денежные средства физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
         - размещать указанные средств от своего имени и за свой счет (выдавать кредиты); открывать и вести банковские счета; 
         - осуществлять переводы денежных средств, в т.ч. без открытия банковского счета; производить куплю-продажу иностранной валюты; осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
         - предоставлять в аренду специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей; 
         - оказывать консультационные и информационные услуги.
         Однако вид банковской операции, при которой чаще всего навязывают дополнительные услуги, это кредитование. 
         При обращении за кредитом заявитель может столкнуться с дополнительными услугами, которые навязывает Банк потребителю и ему приходится платить, чтобы взять желаемую сумму. Обычно такая ситуация складывается со страховкой, причем кредитор требует у потенциального заемщика оформить одновременно несколько полисов страховой защиты – и жизни, и имущества, и финансовой ответственности. Любое страхование – это прежде всего защита интересов заемщиков и его финансового положения. 
         Вид полиса определяет случаи, когда именно клиент получает право на выплаты: 
         • имущественное страхование предусматривает возмещение ущерба, полученного застрахованными активами; 
         • титульное страхование обезопасит от потери права собственности из-за проблем со сделкой; 
         • личное страхование предполагает отчисления при потере трудоспособности или уходе из жизни; 
         • страхование ответственности заемщика перед банком или третьими лицами позволит покрыть все обязательства за счет страховщика; 
         • финансовые страховки, по которым можно получить выплаты при потере источника дохода или снижении платежеспособности, увольнении с работы, скачках валютных курсов. 
         К преимуществам страховки нужно отнести именно это ее свойство – защита кошелька заемщика от незапланированных трат из-за непредвиденных проблем. Еще один плюс – клиент не портит свою кредитную историю и отношения с банком, а также не теряет залоговое имущество, проблему разруливает страховщик. А вот к минусам, помимо регулярных взносов на страховку, можно причислить еще и тот факт, что кредитор контролирует страховое возмещение. При одновременном заключении кредитного договора и договора страхования банк указывается в качестве выгодоприобретателя по полису, и при наступлении страхового случая именно он определяет, куда будут направляться средства – на покрытие ущерба и ремонт имущества, лечение или другие расходы заемщика, либо непосредственно на погашение кредита. 
         Когда без страховки не обойтись? В соответствии с законом об ипотеке обязательно страхование предмета залога, под который и предоставляются заемные средства. Объект недвижимости, находящийся под обременением, должен быть застрахован от основных рисков утраты или потери части своей стоимости. Законодательно не закреплено требование оформлять подобную страховку при автокредите – заключение договора КАСКО является условием получения более выгодного кредита с низкой ставкой, а выбор такого продукта или отказ от него – исключительно желание клиента. Но КАСКО – страховка полезная, максимально защищающая интересы заемщика. Но иногда страховка бесполезна – по условиям договора просто невозможно получить никакой действенной защиты – эффективность ее нулевая, но деньги приходится регулярно тратить на продление отношений со страховщиком. Примером такого полиса является страховка товара, приобретаемого в кредит, ведь все поломки покрываются гарантийным обслуживанием. Личное страхование жизни не относится к обязательным, но банк всячески принуждает к его оформлению, повышая базовую ставку при отказе от этого полиса или вовсе вынося отрицательное решение по заявке без обеспечения этим полисом. Не только страховка может быть навязана банком-кредитором при выдаче кредита. Лишние затраты при оформлении кредитных продуктов могут еще включать расходы на оплату оценки стоимости залогового имущества и услуг по проверке его юридической чистоты, плату за выпуск и обслуживание карты, а также многочисленные комиссии и сборы в период пользования заемными средствами, СМС-оповещение и др. 
         Рекомендуем при заключении кредитного договора задавать уточняющие вопросы по поводу дополнительных услуг, которые зачастую являются необязательными, даже если банковский сотрудник говорит об обратном. Так же до подписания документов необходимо внимательно ознакомиться с их содержанием. Если в документах имеются отсылки на иные приложения, потребовать и ознакомиться с данными документами. Заключение иных платных договоров при кредитовании носит заявительный характер. Данного рода договоры могут быть расторгнуты в ходе исполнения кредитного договора по заявлению потребителя.
Версия для печати Версия для печати