Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Прием обращений граждан

Зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru

О предоставлении перевозчиком информации при оказании услуг перевозки гражданам воздушным транспортом


         В соответствии с п. 1 ст. 106 ВК РФ перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах. При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент (далее-агент) обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа (устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не может быть менее чем 10 кг на 1 лицо), предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.; об условиях применения тарифа включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс (регистрация заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных рейсов);об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа (в частности, досмотры вещей, находящихся при пассажире, проводятся в его присутствии, досмотры багажа могут производиться как в его присутствии, так и отсутствии); об условиях обслуживания на борту воздушного судна (в частности, об обеспечении питанием и горячими напитками);о типе воздушного судна. К перевозочным документам относятся: пассажирский билет и багажная квитанция, удостоверяющая заключение договора между пассажиром и перевозчиком на воздушную перевозку пассажира и его багажа; квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, удостоверяющая оплату пассажиром перевозки багажа, вес которого превышает установленную норму; электронный многоцелевой документ; квитанция (ордер) разных сборов.Тексты условий договора, правил и другой информации, наименования граф, блоков, прочих типографских надписей на бланке билета, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции (ордера) разных сборов используемого для внутренних линий, должны быть выполнены на русском языке, а для международных линий – на русском и английском языках (п. 4.2, п. 5.3, п. 6.5 Стандарта ОСТ 54-8-233.78-2001).Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (далее-АИС). В этом случае пассажир вправе потребовать, а перевозчик (агент) обязан выдать заверенную выписку (маршрут/квитанцию), содержащую условия договора. Министерством транспорта РФ установлены следующие формы билетов: электронного пассажирского билета и багажной квитанции (приказ №134 от 08.11.2006г.);пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления (приказ № 15 от 29.01.2008г.);электронного многоцелевого документа (приказ № 116 от 18.05.2010г.).Перевозчик (агент) должен предупреждать пассажира о необходимости сохранения пассажиром билета (неиспользованных купонов) в течение всей перевозки. Перечень тарифов и сборов, правила формирования тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов и других перевозочных документов устанавливаются Министерством транспорта РФ. В Правилах формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (приказ Минтранспорта РФ № 155 от 25.09.2008г.) закреплено применение перевозчиком пассажирских тарифов, которое может зависеть от условий использования (нормальный, специальный (например, для ветеранов ВОВ, инвалидов и др.), льготный (например, для детей в возрасте до 2-х лет и др.)), классов обслуживания (первый, эконом, бизнес), сроках пребывания (минимальный, максимальный), остановок в пути и др. Пассажирский тариф- устанавливается за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза. Багажный тариф- устанавливается за перевозку между двумя пунктами единицы веса/места багажа.Тарифная информация (пассажирский тариф, багажные тариф, сборы за оформление билета, ордера разных сборов, сборы за предоставление услуг бронирования и др.) подлежит регистрации (включению в единую базу данных) и опубликованию (в пунктах продажи и оформления перевозок, интернет-сайте перевозчика). При этом, регистрация и опубликование пассажирских тарифов зависит от условий перевозки:если перевозка между 2 пунктами выполняется без пересадки - прямой тариф;если перевозка между 2 пунктами выполняется с пересадкой (пересадками) на другой (ие) рейс(ы) того же (другого) перевозчика - сквозной тариф; если перевозка между 2 пунктами выполняется без пересадки - стыковочный тариф, используемый только для построения тарифа.Багажные тарифы регистрируются и опубликовываются между двумя пунктами. Особенности формирования и взимания аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание установлены приказом Минтранспорта РФ «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ» 17.07.2012г. № 241.Пассажир для осуществления бронирования может обратиться к перевозчику (агенту) непосредственно в пункты продажи перевозок (либо по телефону, электронной почте и т.п.), а также забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы. При бронировании перевозчик (агент) должен предоставить пассажиру полную и достоверную информацию: о расписании движения воздушных судов; о наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей; о тарифах и условиях применения тарифов, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы; о правилах перевозчика; об условиях договора воздушной перевозки пассажира; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна и перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; иную сопутствующую информацию. Бронирование должно быть отражено в системе бронирования перевозчика. Информация о произведенном бронировании должна быть предоставлена пассажиру.При бронировании перевозчик (агент) имеет право не закреплять за пассажиром конкретное место в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. Номер места пассажира, указывается при его регистрации. Бронирование по билету, оформленному с открытой датой отправления, производится при наличии свободных мест и провозной емкости на рейсе перевозчика в пределах действия договора перевозки. Если пассажир, имеющий билет с открытой датой отправления, обращается с просьбой о бронировании перевозки, а перевозчик не имеет возможности предоставить место в течение срока действия договора, то он должен произвести бронирование на ближайший рейс, на котором имеется свободное место того класса обслуживания, который соответствует оплаченному тарифу. При бронировании маршрута агентом пассажиру должна быть предоставлена информация в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки. Перевозчик (агент) не имеет права передавать информацию, полученную от пассажира третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом (например, при требовании лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и др.) и международными договорами РФ. Бронирование аннулируется если пассажиром не произведена оплата перевозки в установленный перевозчиком срок и ему не оформлен билет. Если пассажир не воспользовался забронированным местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то он должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута. При отсутствии такого сообщения, перевозчик имеет право аннулировать бронирование без уведомления пассажира. В аэропорту перевозчик (обслуживающая организация) должен обеспечить визуальной и акустической информацией о: времени отправления и прибытия воздушных судов;месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;месте, времени начала и окончания посадки в воздушное судно; задержке или отмене рейса (причинах этих событий);способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами; правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа;общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством РФ; месте нахождения комнат матери и ребенка. Расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу: аэропорт отправления и назначения;аэропорт, расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию предусмотрена посадка воздушного судна; код перевозчика; номер рейса; дни недели выполнения рейса; время отправления (местное);время прибытия (местное);период выполнения рейса; тип воздушного судна.При изменении расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять все возможные меры по информированию пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом. На борту воздушного судна перевозчик должен предоставить информацию: об условиях полета и общих правилах поведения пассажиров на борту судна; местах нахождения основных и запасных выходов; об условиях покидания судна в аварийных ситуациях; о местах расположения в салоне индивидуальных средств защиты и надувных трапов. Перевозчик (агент) обязан информировать трансферного пассажира о предполетных формальностях и требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством РФ, которые он должен выполнить в аэропорту трансфера для дальнейшей перевозки по маршруту, а также о требованиях государственных органов в пунктах трансфера при международной перевозке. Информация в перевозочных документах, а также информация об условиях оказания услуг при осуществлении международных перевозок должна предоставляться с учетом нормативных документов в области международного воздушного транспорта, которые ратифицированы в РФ. В случае нарушения прав потребителей при оказании услуг перевозки рекомендуем: предъявить перевозчику претензию либо обратиться в суд с исковым заявлением.
Версия для печати Версия для печати